Банк России разъяснил некоторые вопросы применения Закона о периоде охлаждения по потребительским кредитам.
Период охлаждения не распространяется на договор потребительского кредита (займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой.
Для регламентации процедуры управления рисками кредитная организация может разработать как единый документ, так и несколько документов.
Кредитная организация обязана разработать внутренние документы, в которых должен быть определен в том числе порядок фиксации факта получения обращения для заключения договора. Процессы кредитной организации, связанные с рассмотрением обращения по существу, не должны применяться до его принятия.
Кредитным организациям в своих внутренних документах, определяющих порядок фиксации факта получения обращения, следует установить, что оно принимается к рассмотрению после проверки соответствия сведений об ИНН сведениям из ГИС ФНС, с момента получения кредитной организацией сведений об ИНН из ГИС ФНС или цифрового профиля либо с момента установления наличия в информсистеме кредитной организации информации о ранее проведенной проверке сведений об ИНН сведениям из ГИС ФНС, о получении ИНН из ГИС ФНС или цифрового профиля.
Кредитная организация обязана незамедлительно уведомлять заемщика в письменной форме о причине отказа в перечислении средств и возможности их перечисления только на счет заемщика.
Законодательство не препятствует рассмотрению вопроса о взыскании задолженности или признании договора незаключенным при наличии или отсутствии подтвержденных сведений о нарушении пределов реализации гражданских прав со стороны заемщика. При подтверждении факта заключения договора под влиянием злоумышленников он имеет признаки недействительности.
(См. Письмо Банка России от 6 июня 2025 г. № 56-21/5199 «О рассмотрении обращения».
