ВС напомнил об ограниченной компетенции арбитражных судов по пересмотру третейских решений.

ВС напомнил об ограниченной компетенции арбитражных судов по пересмотру третейских решений.

 
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2025 г. N 304-ЭС24-24514 по делу N А67-3423/2024 Суд отменил вынесенные ранее по делу судебные решения и удовлетворил заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поскольку суды пришли к противоположным выводам, не обосновав, какие именно условия договора, устанавливающие правила взимания неустойки, в том числе ее размер, являются несправедливыми, противоречащими основным принципам гражданского законодательства и нарушающими публичный порядок РФ.
Третейский суд взыскал с подрядчика неустойку по госконтракту. Ходатайство ответчика о снижении неустойки было отклонено.
Арбитражные суды отказали в выдаче исполнительного листа, считая решение из-за размера неустойки противоречащим публичному порядку, так как одним из его элементов является соразмерность ответственности.
Но Верховный Суд РФ напомнил об ограниченной компетенции государственного суда по пересмотру третейских решений и обязал суд выдать исполнительный лист.
В третейском решении отказ снизить неустойку был надлежаще мотивирован, а арбитражный суд, напротив, не обосновал свои выводы и пересмотрел решения по существу, хотя он не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом.
При этом не учтено, что госконтракт был направлен на обеспечение публичных нужд. Ответчик был заранее ознакомлен с его условиями и согласился на участие в закупке. Неустойка 0,1% является стандартной (типовой) для подобных правоотношений, следовательно, не считается несоразмерной и не направлена на получение истцом необоснованной выгоды.
Высокое качество оказываемых услуг, профессионализм, индивидуальный подход к разрешению самых сложных задач и преданность нашей профессии.
Контакты